hirokama vision stories
История о пешке
которая решила стать Королевой
рассказывает Юлия Деген
Приступая к этому рассказу, чувствую себя так, как будто собираюсь писать сагу "Властелин колец" - приключение будет захватывающим и эпичным. История началась в июне 2016 года и продолжалась четырнадцать месяцев - самое долгое путешествие Vision из тех, что уже завершены.

Наталья Давыдова пришла работать с необычной задачей. Она понятия не имела, чем займется, хотя чувствовала горячее желание исполнить это во что бы то ни стало. И для этого был нужен бренд.

Настоящее "пойдем не знаю куда и найдем там неизвестно что, и я очень хочу это получить". Как раз наша тема.
Наталья Давыдова
Первые письма приходили с безымянного e-mail "repetitor". Наталья в то время работала репетитором, общалась стеснительно. И это кардинально отличалось от впечатления, которое она производила "изнутри".
... Я всю жизнь проработала в огромном коллективе. Тысяча детей, сотня учителей, огромные залы, микрофоны, выступления... А потом это закончилось. (Из интервью Натальи о работе с проектом Hirokama)
Июнь
Пешка
В начале работы я слушаю человека и рисую его "Ситуацию" - набросок. Впечатление. Неясная эмоция, которая может превратиться во вполне осмысленный образ.
Ситуация
Юлия:
... Когда я ее рисовала, мне показалось что это угол шахматной доски, на котором стоит пешка. Потом темная полоса стала казаться чем-то вроде змеи и появился яркий блик на пешке справа, как будто там какой то очень яркий свет...
Наталья:
... Она вызывает очень сильные реакции, даже сейчас, уже на свежую голову - все равно начинаю плакать. Но это какие-то освобождающие слезы. А в описании встречаются слова и образы, которые уже "вырывались" в других важных процессах и попытках самоопределиться, поэтому тоже пронзительно звучат...
Хочу сказать, что реакции Натальи всегда были очень сильные. Яркие. Ее обратная связь давала мне поддержку в самые трудные моменты работы, когда ну совершенно ничего не было понятно.
Мы начали разгадывать картинку, чтобы понять ее. Пешка выглядела так, словно дошла уже до последней, восьмой линии шахматной доски, но королевой почему-то не стала. От пешки шли два разноцветных веера лучей - и мы согласились на том, что у нее сейчас есть выбор, что делать дальше.
Наталья:
... У меня в голове четко, повторяя несколько раз, прозвучало очень настойчиво, даже как-будто сердясь немного, возражающе - "она не пешка, она - королева"...
Тень вокруг доски с еле заметным узором ромбов мы разгадали как символ бесконечности, змея Уроборос.
Этот символ имеет множество различных значений. Наиболее распространённое - вечность и бесконечность, циклическая природа жизни: чередование созидания и разрушения, жизни и смерти.
Образ смены сезонов, жизни и смерти, обнимающий шахматную доску - по сути - символ жизненного пути - и пугал, и одновременно говорил нам, что время перемен пришло, и пешке придется сделать выбор. С этим пониманием мы решили рисовать цель.
Июль
ВДНХ
Цель - образ счастливого будущего. Успешного проекта. Цель иногда можно нарисовать сразу после разгадки Ситуации. Так мы и сделали.
цель
Юлия:
Наталья, добрый день. Вот картинка- цель. У меня от нее ощущение - словно это то ли небо, то ли море на гравюре.
Что точно - что эти штуки равномерно расположены в одной плоскости.
И чувство спокойное, несмотря на то, что они такие закрученные.
Наталья:
От картины чувствую - пространственность, безграничность, "океанность". И еще - единство, целостность элементов, каждый из которых "самостоятелен", в системе. Не жестко регламентированной, а разумно соорганизованной.
Непередаваемые словами ощущения...
Наталья:
Вдогонку к предыдущему письму: Что-то ритмическое есть в картинке. Не в смысле ритма только звукового. Почему-то гекзаметр Гомеровский вчера в голове крутился. Как повторяемость движения волны- на берег и обратно
Гексзаметр - стихотворный размер со сложным сочетанием ударных и безударных слогов и без рифмы. Известен по "Одиссее" и "Илиаде" - эпическим поэмам Гомера.
Начало было многообещающим. Но картинка не хотела разгадываться.
Ни сразу, ни через неделю, ни через две. Точнее, мы понимали ее по частям, а в единое целое - что же будет за проект - она не складывалась.
Наталья:
... Все пыталась сформулировать вопросы, что-то крутится в голове, но невнятно. Версию, что "не по силам замахнулась" решительно отвергаю. Буду прорываться.

Есть ли в ней (картинке) звуки? Музыка? Если да- то какая?
Эти "волны-закрученные линии" - моя задача? Или я - их источник? Какую роль здесь (в картинке) играют слова, речь?
И люди. Они здесь есть?

Любому ответу буду очень рада. Нестерпимое желание движения. Почему-то очень остро звучит во мне :"надо торопиться" и сентябрь ..
Юлия:
... как Вам сложно спрашивать, так и мне отвечать почему-то сложно. Есть какое-то умиротворение, что ли, и величие в этой картинке, и хочется на нее благоговеть).

Мне кажется, это не задача, а что-то вроде описания того, как все будет, когда получится. Про слова - здесь есть две стороны, одна из них точно слушает. Со второй стороны слышу не музыку, а скорее речь, но очень невнятую, и словно многоголосие...
Постепенно мы поняли, что по ощущению, наша цель - что-то о коллективном труде, даже скорее о жатве, напоминает ВДНХ и почему-то Старбакс. Что Наталья там - как прораб на стройке, в общем, управленец. И даже то, что логотипом нашего будущего проекта будет венок колосков...
Но части все равно не собирались в единое целое. Было непонятно, что же это за проект такой, с ВДНХ и колосьями. Наталья не собиралась заниматься ни выставками, ни сельским хозяйством. И мы решили сделать паузу с целью и нарисовать ключ.
Август
Рыба
Ключ - самая загадочная часть нашего проекта. Казалось бы, просто картинка, но она показывает, как именно можно изменить ситуацию несложным (казалось бы) действием.

Это что-то вроде точки уязвимости на бронестекле, ударив по которой, можно разбить его минимальными усилиями.

Бронестеклом в нашем случае была ситуация Натальи. Пешка стояла на краю доски и не могла двигаться. Ведь пешка не может пройти дальше восьмой линии. Чтобы вновь получить свободу действий, ей надо было превратиться в Королеву.
Юлия:
... Наталья, добрый вечер.
На работе сложно и много всего параллельно. Не хочется второпях. Но картинку уже вижу. И это РЫБА!)))
Рыба головой вверх, плоская, но не камбала, переливается зеленым и голубым, и у нее форма такая рубленая, четкая. и чешуя очень похожа на сетку, ромбы, которые отливают синим и зеленым. Немного кстати, на вашу змею с первой картинки похожий рисунок. у нее тоже ромбы на спине. Только цвет яркий, отливает в разные оттенки. Рыба живая.
нарисую на свежую голову)
Наталья:
Юлия! Добрый час!
Кроме текста сообщения ничего не вижу. Интересно, она похожа на ракету?
ключ
Наталья:
Открыла!!!
Точно ракета! Позитивная такая!
Ее тоже надо разгадывать?

Рыба одна плывет? ( для меня -выныривает)?
А вообще-то она как движется? Сама по себе, без " для меня"?
Плывет? По течению? Против? Выныривает?
Юлия:
Да, рыба одна)
вроде да, движется вверх. из глубины вверх. по-моему, это море. То есть, течения тут нет.
Мне история чем-то напоминает "русалочку" Андерсена.
интересно, что и у Старбакса русалка)))
Уже потом разобралась, что у Старбакса сирена - как раз то сладкоголосое создание, которое чуть не сгубило Одиссея в его путешествии. Полуженщина-полурыба.. Что совсем не исключает русалок.
Наталья:
... Ох, Русалочка говорите...
Вот уж кто к преодолению границ устремился... Бессмертную душу хотела обрести
Юлия:
... Напоминает чем-то ваша рыба эту сказку. может тем, что рыбы обычно вертикально вверх не плавают. А этой вот захотелось.
Наталья:
... А что будет, когда рыба достингет поверхности воды? Она же в воздухе задохнется?
Юлия:
Может, да. А может, взлетит. Как птица. Летучая птица будет)))
Но точно - что то изменится
Ключи тоже не хотели разгадываться. Точнее, мы поняли, что да, это рыба. Почему-то плывущая вверх. Очень деятельная и живая. Нашли параллели с русалочкой. Но дальше не шло. Поэтому я предложила Наталье сделать визитки-ключи.

Когда мы делаем Вещи из образов - приходится решать массу самых разных задач. Мы делимся этими проблемами с будущим хозяином визиток, и каким-то образом, это помогает все точнее понимать, что же за смысл заложен в образе ключа.
Наталья:
Мне видится визитка многослойная - волны/кармашки разнофактурные. У меня много разных способностей/возможностей/ направлений сейчас, не пойму, какой может "выстрелить", даст шанс к "выныриванию". Если "рыбка"- это я, то мне нравится, что она переливается разными цветами и прочие ее описания. А там, в реальном движении, отвечая на запросы, может я и определюсь? В ответ на реальные ситуации?

Юлия:
... Мне ваша визитка казалась похожей на серьги такие, подвески.. Раньше такое делали. Металлические пластинки и все качается
Дело двигалось медленно. Заказали металлические пайетки, нашли золотистую сетку, искали способы крепления, что-то получалось, что-то нет... И вдруг читаю у Натальи на Facebook.
Перечитывая-пересматривая "Хоумскулинг или школа. Путь самурая", обнаружено "прекрасное и очень самурайское" -
Карп, поднявшийся по водопаду, становится Драконом

На просторах найдено:

"Что за сила карпа влечёт
Вверх по стремнине!..
Превратится он скоро
в дракона
И достигнет Небес...

Так написал японский поэт, поражённый силой, с которой маленькая рыба, идя на нерест, устремляется против течения реки. Всё: пороги, водопады, стремнины, - преодолевает она на своем пути... Многие гибнут, не достигнув желанной цели.

Но всегда есть другие - и они исполняют Долг, возложенный на них Природой: сделать течение жизни вечным..."


И правда, карп. Рыба с четкой переливчатой чешуей, похожей на сетку, и золотистыми плавниками.
Карп, поднявшийся по водопаду, станет драконом.
В Японии есть традиция вешать в доме изображения карпа, поднимающегося по водопаду.

Такие картинки называются хокутоки и считаются символом успеха в жизни. Легенда гласит, что когда карп поднялся по реке Хуанхэ против сильного течения и преодолел водопад, который назывался драконовым водоворотом, то превратился в дракона и поднялся на небо.

Благодаря своему умению подниматься на водопады, карп является символом храбрости и выхода из самых безнадежных ситуаций. Настойчивость, сила, продвижение и стремление, все это олицетворяет карп. Он проявляет самоотверженность, и только смерть способна остановить его, у него нет выбора - только вперед.

Это была разгадка ключа. Надо подниматься против течения воды, против обстоятельств. И надо сверкать, как карп сверкает чешуей.

Я попросила Наталью "сиять". Писать посты, открывать их для публики. Ходить на мероприятия, "светиться". И стало понятно, почему визитки виделись такими карнавально-яркими. Нужно было стать даже слишком яркой, нужен был напор, чтобы справиться с водопадом.

А мы принялись делать ключи.
Чтобы визитки звенели, мы вышивали их настоящими металлическими подвесками по золотистой сетке. На каждую уходила масса времени. И коллекция попала к хозяйке только в феврале...
Наталья:
Визитки вызвали какое-то даже провокативное у меня реагирование. Первая реакция была - как много золота, блеска! мелькнуло - не чрезмерно ли? не вызывающе-блестящи?

Но - очень сильно впрыснули энергию сильную праздничную какую-то. Меня раньше "женщина-праздник" называли... (как-то в письме убого у меня получается выразить, недостаточность какая-то...) Блестят-переливаются. в солнечный день посверкивают даже... Как елка новогодняя ! А елки я очень люблю!

Я девочкам визитки вручала (они были растроганы и восхищены Вашим творением, мне очень хотелось поделиться с ними своими впечатлениями, но эмоции переполняли и слов мне катастрофически не хватало!).
Наталья двигалась по водопаду, заставляла себя открываться, говорить, светиться.. А мы продолжали работу.
Сентябрь-июнь
Жатва
Как только мы поняли, что логотип должен быть похож на скрученные в венок колосья, фантазия заработала, и захотелось увидеть - а как оно будет "вживую".
Уже в сентябре мы сделали первую версию логотипа. И я решила проверить - а что увидят в нем люди, которые ничего не знают ни о Наташе, ни о том, что за бренд мы делаем.. Хотя о чем это я. И мы в тот момент ничего об этом не знали. В общем, я выложила версию к себе в Facebook и спросила мнения публики - для какого проекта сделан этот логотип?

Версий было много. Начиная от пекарни и разных отраслей сельского хозяйства и заканчивая обучением, передачей опыта - чем в принципе, Наталья тогда уже занималась. Но самой интересной оказалась версия Виталия Степанова - человека практичного и даже в цем-то циника:

" Это что-то библейское - про волов, хлеб молотящих.. Не заграждай рот волу, как-то так "..

Оказалось, фраза и правда из Библии. Бытовой совет о том, что надо позволить волам есть зерно во время обмолота, не завязывать им рты.
Обмолот волами
Что-то библейское действительно чувствовалось в нашей истории. Но мы по-прежнему не понимали, как привязать все эти понимания к реальности

Юлия:
..Это скорее идея, возможность чего то очень глобального гораздо больше нас маленьких. Тут еще о том, что свобода это осознанная необходимость... мне кажется это связано с правилами какими-то. Вроде это этические правила

Это было время, когда Наталья затеяла проект "Возьмем ЕГЭ на абордаж" и вовсю внедряла игромеханики в процесс работы с учениками. Она даже себя представляла пираткой.
Наталья:
за время "лежания на печи", многое внутри меня изменилось, сознание профессиональное иное, я его впервые в работе с группой пытаюсь реализовать.

Мы время от времени переписывались. Обсуждали карпов и драконов, колосья, русалок, моря и реки. Наталья рассказывала о том, как готовится к проекту, что ее беспокоит. И постепенно раздавала рыбок-ключи.

Время шло. И заканчивалась весна.
Наталья в мае 2017 года
Мы постепенно продвигались все дальше. Поняли, в чем были ошибки прошлой версии логотипа, исправили их, превратили поле колосков в фирменный узор, сохраняя то самое чувство спокойного праздника труда...
Юлия:
В судя по тому, что ваш логотип - спокойный, и он в каком-то смысле о спокойном контроле над ситуацией, возможно это и будет признак превращения в дракона. Когда вы будете чувствовать спокойную силу.

Про драконов надо будет потом тоже почитать. вполне возможно, что наши колосья, свитые в спираль - одновременно и дракон тоже
Завершенный логотип оказался похож на печать
И уже совсем пора было делать визитки, а мы все еще не могли понять, что же за проект создаст Наталья, и что будет написано на лицевой стороне?
Июнь-июль
Апостол Павел
«Не заграждай рта у вола молотящего».

Однажды, думая над смыслом бренда Натальи, я вернулась к той самой фразе про молотящих волов и поискала ее толкование. И была поражена тем, что все это время разгадка была в одном поисковом запросе от нас. Но не в Ветхом завете, где она изначально появляется в Библии, а в Новом.
в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?

10Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.

13Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?

14Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.

ап. Павел, 1 послание к Коринфянам
иконописный портрет апостола Павла и его восстановленное по останкам настоящее лицо.
Конечно, речь все это время была не о волах и не об обмолоте. Колосья на логотипе ведут к разгадке, но не напрямую. А опять - через символы...
7. ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
8. больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
9. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
10. ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
Евангелие от Матфея, гл.10
Юлия:
... Фраза о волах трактуется не в прямом значении, а в переносном, то есть она о том, что человек, который занимается нужным для общества делом, имеет право на пропитание.

Церковь ее про священников трактует, о том, что они имеют право получать помощь, в том числе деньги, хотя напрямую не занимаются их заработком.

Если бы священникам пришлось зарабатывать, они не могли бы делать свое дело.

Вполне возможно, что ваш бренд имеет какое то отношение к спонсированию некоммерческих мероприятий и проектов.
то есть тех, которые напрямую не зарабатывают, но делают нечто полезное, важное.

Что вы можете доставать ресурсы для этих благих дел...
Наталья:
... неожиданно...
но при этом у меня было уже невнятное про себя - что не я "делаю", а как-то содействую деланию...
По моим впечатлениям, это был проект государственного масштаба
Наталья была в сомнениях. Слишком уж грандиозный смысл получался у ее бренда.

Ни много ни мало - фонд, который будет находить нужные обществу проекты и приводить им финансирование от крупных компаний и государственных структур..

Не слишком ли высоко?
Наталья:
Юля, а каким образом вам все это стало виднее? Что-то меняется?
Юлия:
Нет, не меняется. Скорее становится точнее.

Пока не дошли до финала, нет ощущения разгадки, и ее очень сложно найти. Но с самого начала картинка, ощущения, ничего не изменилось.

Просто мы находим все более и более близкое воплощение в реальности. Уже и на уровне конкретных вещей. у меня так долго бывает в случаях, где сам хозяин запрещает себе свою цель, считает ее как бы недостижимой.

Я тогда тоже очень сложно ищу например, логотип. и он окончательно как бы не готов и не готов.
Для меня же это было то самое решение, которое объединило все кусочки в единое целое. Стало понятно, при чем здесь ВДНХ и коллективный труд - ведь "трудящийся достоин награды" это скорее коммунистическая философия . И почему вообще-колосья, жатва. Это процветающая, изобильная система, полная ресурсов.
В то время мы были все ближе к визиткам Натальи, и уже поняли, что они будут тиснеными по бумаге теплого оттенка, причем сам узор будет выдавлен на бумаге, а логотип оттиснен золотом.

Я попросила Наталью сделать паузу и послушать себя, пожить что ли с этой информацией. И дала задание - выбрать надпись для того, чтобы нанести ее на визитки.
Один из концептов оборота визитки
~
Прошло полтора месяца.
Наталья:
...У меня ночью почему-то не вписывалась никакая из профессий и должностей. Если бы какое-то из глубинных (универсумов) высказываний , это было бы не про внешний, практический формат, а про сущность, философию бытия в любой из форм...
Наталья:
... Останутся слова про награду трудящемуся...
Наталья:
Да. Речь в глубине о нравственной, созидающей составляющей труда. Когда человек становится Со-работником (со-трудником) Бога..
Наталья:
Капитал, по словам Патриарха Кирилла, — это овеществленный в ценностях человеческий труд.

Если капитал перестает быть овеществлением труда, он теряет свое позитивное значение.

Тогда он стимулирует социальное расслоение общества через несправедливую систему распределения материальных благ и лишает трудовую деятельность важнейшего стимула — получения справедливого вознаграждения за проделанную работу.

В то время как в Священном Писании сказано: «Трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5, 18).

Поэтому экономика только тогда может быть устойчивой, стабильно развивающейся и нравственной, когда капитал является результатом человеческого труда, когда деньги являются эквивалентом реальных ценностей, производимых человеком.
Коммунизм возвышал ценность труда, но эта идеология исключала мистику, превращая труд в почетную обязанность.
Этичная экономика, со - творчество человека и Бога, путь к совершенству через труд..
Наталья:
я теперь могу лекции читать по православной экономической этике. Да, я в тихом потрясении красоты идеи
Сентябрь, скоро сентябрь, надо торопиться - говорила Наталья летом прошлого года. Но понадобился целый год для того, чтобы найти ее логотип и сделать визитки. И за это время она была на шахматной доске, поднималась по водопаду, брала ЕГЭ на абордаж. Менялась. Ее глаза светились все ярче. А планы становились все смелее.
Мы закончили ее коллекцию в тот самый день, когда она отдала последнюю рыбку-ключ. А надписью на визитках стала вторая часть цитаты из Послания апостола Павла. Почти гекзаметр.
Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
1 Тимофею 5:18
Август
Визитки
Визитки были исполнены на бумаге Betulla, теплого белого цвета с мелкими ворсинками. Фирменный узор колосьев был создан с помощью конгревного тиснения, и они образовали барельеф. А логотип мы сделали золотым.

Визитки напоминают о сталинском ампире, о ВДНХ, о мраморных дворцах Крыма, но вместе с тем лаконичны и чисты. Коллекция получилась по-настоящему представительской - с такой визиткой можно прийти на встречу самого высокого уровня. И отдавая ее, Наталья будет заявлять о себе - настоящей, о своей цели. О сути своего пути. Даже если будет одета в джинсы и матроску.
Каким будет продолжение этой истории? К кому уйдут новые визитки Натальи? Что за проект в итоге она создаст? Это покажет время. Но и мы, и она теперь точно понимаем, КАК это будет - в радости, в работе для людей, в со-творчестве. В заботе об обществе, о проектах, приносящих людям пользу. В поиске ресурсов для социально значимых дел. И может быть, в изменении роли и оценки труда человека в обществе.

И это - уровень мышления уже не репетитора и даже не директора школы.
По окончании работы, Наталья дала интервью о своих впечатлениях независимому журналисту.
Made on
Tilda